Забайкалье стало оборонительным рубежом вдоль границы СССР и оккупированной Японией Маньчжурией.
Читинский паровозовагоноремонтный завод с началом войны перешёл на выпуск военной продукции – миномётов, гранат, ранцевых огнемётов. В 1942 году рабочие завода изготовили для нужд Забайкальского фронта бронепоезд «Забайкалец», также был построена танковая колонна «Комсомолец Забайкалья», звено самолётов «Забайкальский школьник», танк «Пионер Забайкалья».

На базе городских механических мастерских Народного комиссариата авиационной промышленности в конце 1940 года началось возведение Читинского машиностроительного завода (завод № 117). В 1941 году в строительство влились станки и рабочие Киевского авиационного завода. Весной 1942 года предприятие выдало первую партию продукции – шасси для самолётов Сталинградского фронта. В августе – сентябре в цехах было развёрнуто производство запчастей к самолётам СБ и Ил-2. Всего был освоен выпуск до 100 наименований деталей для авиационной промышленности.
В Чите было разбито 27 эвакуационных госпиталей, преимущественно хирургического профиля, через которые прошли десятки тысяч раненых красноармейцев. В 1943 году в городе широко развернулось движение по оказанию помощи освобождённому от блокады Ленинграду, куда было направлено значительное количество продуктов, одежды и оборудования. Забайкальская железная дорога обеспечивала непрерывность грузопотока и доставку личного состава воинских соединений между глубоким тылом и фронтом.
